Основные постулаты "Физики" Аристотеля:
- Естественное место — каждый элемент тяготеет к своему
естественному месту, каким-то образом расположенному относительно центра
Земли, а значит и центра Вселенной.
- Гравитация/Левитация — на объекты действует сила, двигающая эти объекты к их естественному месту.
- Прямолинейное движение — в ответ на эту силу тело двигается по прямой линии с постоянной скоростью.
- Зависимость скорости от плотности — скорость обратно пропорциональна плотности среды.
- Невозможность вакуума — так как движение в вакууме была бы бесконечно большой.
- Всепроникающий эфир — каждая точка пространства заполнена материей.
- Бесконечная вселенная — пространство ничем не ограничено.
- Теория континуума — между атомами был бы вакуум, таким образом материя не может состоять из атомов.
- Эфир — объекты из надлунного мира сделаны из иной материи, чем земные.
- Неизменный и вечный космос — Солнце и планеты — совершенные, неизменяемые сферы.
- Движение по окружности — планеты совершают совершенное круговое движение.
Глава из книги:
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Установив
все это, мы должны рассмотреть причины - каковы они и сколько их по числу. Так
как наше исследование предпринято ради знания, а знаем мы, по нашему убеждению,
каждую [вещь] только тогда, когда понимаем, "почему [она]" (а это
значит понять первую причину), то ясно, что нам надлежит сделать это и
относительно возникновения, уничтожения и всякого физического изменения, чтобы,
зная их начала, мы могли попытаться свести к ним каждую исследуемую вещь.
В одном
значении причиной называется то, "из чего", как внутренне ему
присущего, возникает что-нибудь, например медь - причина этой статуи или
серебро - этой чаши, и их роды. В другом значении [причиной будут] форма и образец
- а это есть определение сути бытия - и их роды (например, для октавы отношение
двух к единице и вообще число), а также составные части определения. Далее,
[причиной называется то], откуда первое начало изменения или покоя; например,
давший совет есть причина, для ребенка причина - отец, и, вообще, производящее
- причина производимого и изменяющее - изменяемого. Наконец, [причина] как
цель, т. е. "ради чего"; например, [причина] прогулки - здоровье.
Почему он гуляет? Мы скажем: "чтобы быть здоровым" - и, сказав так,
полагаем, что указали причину. И все, что возникает в промежутке на пути к
цели, когда движение вызвано чем-нибудь иным, например [на пути] к здоровью -
лечение похуданием, очищение [желудка], лекарства, [врачебные] инструменты,-
все это существует ради цели и отличается друг от друга тем, что одно есть
действия, а другое - орудия.
Итак,
[слово] "причина" употребляется приблизительно в стольких значениях.
Вследствие такой многозначности может случиться, что одно и то же имеет
несколько причин, и притом (отнюдь] не по случайному совпадению; например,
причинами статуи [окажутся] искусство ваяния и медь - и это не по отношению к
чему-нибудь разному, а поскольку она статуя; только [причины эти] разного рода:
одна как материя, другая же "откуда движение". Иногда [две вещи]
могут быть причинами друг друга; например, труд - причина хорошего
самочувствия, а оно - причина труда, но только не одинаковым образом, а в одном
случае - как цель, в другом же - как начало движения. Далее, одно и то же
бывает причиной противоположных [событий], а именно: то, присутствие чего есть
причина определенного события, мы иногда считаем причиной противоположного,
когда оно отсутствует; например, причиной крушения судна - отсутствие кормчего,
присутствие которого [ранее] было причиной его сохранности.
Все
только что указанные причины попадают в один из четырех наиболее явных
разрядов. Буквы слогов, материал [различного рода] изделий, огонь и подобные
элементы тел, так же как части целого и посылки заключений, - примеры причины
"из чего"; одни из них как субстрат, например, части, другие же как
суть бытия - целое, соединение, форма. А семя, врач, советчик и вообще то, что
действует,- все это "откуда начало изменения, или покоя, или
движения". Остальные же [суть причины] как цель и благо для другого, ибо
"ради чего" обычно бывает наилучшим благом и целью для других
[вещей]; при этом нет никакой разницы, говорим ли мы о самом благе или [лишь] о
том, что [только] кажется благом.
Итак,
причины таковы и стольких видов. Разновидностей же причин по числу, правда,
много, но если [их] сгруппировать, то их будет меньше. А именно, о причинах
можно говорить поразному и из причин одного и того же вида одна по сравнению с
другой бывает первичной и вторичной; например, причина здоровья - врач и
сведущий [вообще], причина октавы - отношение двух к одному и число [вообще], и
во всех случаях - объемлющее [общее] по отношению к частному. Далее, могут быть
причины по совпадению и их роды; например, причиной статуи в одном отношении
будет Поликлет, в другом - скульптор, поскольку случилось скульптору быть Поликлетом.
Можно брать и объемлющие роды причин по совпадению, например если [сказать,
что] причина статуи - человек или вообще живое существо. И среди причин по
совпадению одна бывает более отдаленной, другая - более близкой причиной,
например если называть причиной статуи бледного и образованного [человека]. О
всех причинах, будь то причины в собственном смысле или по совпадению, можно
говорить как о причинах либо возможных, либо действительных; например, причина
постройки дома - строитель вообще и строитель, строящий этот дом. То же следует
сказать и относительно вещей, для которых причины суть указанные [выше] причины,
например относительно данной статуи, или статуи [вообще], или изображения в
самом общем смысле, а также данного куска меди, или меди [вообще], или материи
в самом общем смысле; то же и относительно причин по совпадению. Далее, можно
говорить о сочетаниях тех и других причин, например не Поликлет и не скульптор
[вообще], а скульптор Поликлет.
Однако
все эти различия можно свести к шести, каждое в двояком смысле, именно: причина
как единичный предмет, как род, как совпадение, как род совпадения, причем эти
последние либо в сочетании, либо взятые отдельно. И все они [могут быть причинами]
либо деятельными, либо в возможности. Разница заключается в том, что причины
деятельные и единичные существуют или не существуют одновременно с тем,
причинами чего они являются, например этот лечащий врач вместе с этим
выздоравливающим и этот строящий вместе с этой постройкой; а с причинами в
возможности [так бывает] не всегда, ибо дом и строитель уничтожаются не одновременно.
Так же
как и во всем прочем, всегда следует искать высшую причину каждого [предмета];
например, человек строит, потому что он строитель, а строитель благодаря
искусству строительства - это именно и есть первичная причина; и так же во всех
случаях. Далее, роды суть причины для родов, единичные [вещи] - для единичных
(например, скульптор [вообще] - причина статуи [вообще], а данной статуи -
данный скульптор).
Точно так
же возможности [суть причины] возможных [вещей], а деятельность - [причина]
осуществляемого.
Итак,
сколько имеется причин и каким образом они бывают причинами - это выяснено нами
достаточно.
|