Мой сайт
Site menu
Section categories
Antiquity / Античность [9]
Philosophical works, textbooks and dictionaries of philosophy/Философские труды, учебники и словари по философии
Our poll
Оцените мой сайт
Total of answers: 3
Statistics

Total online: 1
Guests: 1
Users: 0
Home » Files » Philosophy / Философия » Antiquity / Античность

Аристотель. Физика
[ Download from this server (946.0Kb) ] 2010-12-07, 4:02 PM
Основные постулаты "Физики" Аристотеля:
  1. Естественное место — каждый элемент тяготеет к своему естественному месту, каким-то образом расположенному относительно центра Земли, а значит и центра Вселенной.
  2. Гравитация/Левитация — на объекты действует сила, двигающая эти объекты к их естественному месту.
  3. Прямолинейное движение — в ответ на эту силу тело двигается по прямой линии с постоянной скоростью.
  4. Зависимость скорости от плотности — скорость обратно пропорциональна плотности среды.
  5. Невозможность вакуума — так как движение в вакууме была бы бесконечно большой.
  6. Всепроникающий эфир — каждая точка пространства заполнена материей.
  7. Бесконечная вселенная — пространство ничем не ограничено.
  8. Теория континуума — между атомами был бы вакуум, таким образом материя не может состоять из атомов.
  9. Эфир — объекты из надлунного мира сделаны из иной материи, чем земные.
  10. Неизменный и вечный космос — Солнце и планеты — совершенные, неизменяемые сферы.
  11. Движение по окружности — планеты совершают совершенное круговое движение.

Глава из книги:

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

 

 Установив все это, мы должны рассмотреть причины - каковы они и сколько их по числу. Так как наше исследование предпринято ради знания, а знаем мы, по нашему убеждению, каждую [вещь] только тогда, когда понимаем, "почему [она]" (а это значит понять первую причину), то ясно, что нам надлежит сделать это и относительно возникновения, уничтожения и всякого физического изменения, чтобы, зная их начала, мы могли попытаться свести к ним каждую исследуемую вещь.

 В одном значении причиной называется то, "из чего", как внутренне ему присущего, возникает что-нибудь, например медь - причина этой статуи или серебро - этой чаши, и их роды. В другом значении [причиной будут] форма и образец - а это есть определение сути бытия - и их роды (например, для октавы отношение двух к единице и вообще число), а также составные части определения. Далее, [причиной называется то], откуда первое начало изменения или покоя; например, давший совет есть причина, для ребенка причина - отец, и, вообще, производящее - причина производимого и изменяющее - изменяемого. Наконец, [причина] как цель, т. е. "ради чего"; например, [причина] прогулки - здоровье. Почему он гуляет? Мы скажем: "чтобы быть здоровым" - и, сказав так, полагаем, что указали причину. И все, что возникает в промежутке на пути к цели, когда движение вызвано чем-нибудь иным, например [на пути] к здоровью - лечение похуданием, очищение [желудка], лекарства, [врачебные] инструменты,- все это существует ради цели и отличается друг от друга тем, что одно есть действия, а другое - орудия.

 Итак, [слово] "причина" употребляется приблизительно в стольких значениях. Вследствие такой многозначности может случиться, что одно и то же имеет несколько причин, и притом (отнюдь] не по случайному совпадению; например, причинами статуи [окажутся] искусство ваяния и медь - и это не по отношению к чему-нибудь разному, а поскольку она статуя; только [причины эти] разного рода: одна как материя, другая же "откуда движение". Иногда [две вещи] могут быть причинами друг друга; например, труд - причина хорошего самочувствия, а оно - причина труда, но только не одинаковым образом, а в одном случае - как цель, в другом же - как начало движения. Далее, одно и то же бывает причиной противоположных [событий], а именно: то, присутствие чего есть причина определенного события, мы иногда считаем причиной противоположного, когда оно отсутствует; например, причиной крушения судна - отсутствие кормчего, присутствие которого [ранее] было причиной его сохранности.

 Все только что указанные причины попадают в один из четырех наиболее явных разрядов. Буквы слогов, материал [различного рода] изделий, огонь и подобные элементы тел, так же как части целого и посылки заключений, - примеры причины "из чего"; одни из них как субстрат, например, части, другие же как суть бытия - целое, соединение, форма. А семя, врач, советчик и вообще то, что действует,- все это "откуда начало изменения, или покоя, или движения". Остальные же [суть причины] как цель и благо для другого, ибо "ради чего" обычно бывает наилучшим благом и целью для других [вещей]; при этом нет никакой разницы, говорим ли мы о самом благе или [лишь] о том, что [только] кажется благом.

 Итак, причины таковы и стольких видов. Разновидностей же причин по числу, правда, много, но если [их] сгруппировать, то их будет меньше. А именно, о причинах можно говорить поразному и из причин одного и того же вида одна по сравнению с другой бывает первичной и вторичной; например, причина здоровья - врач и сведущий [вообще], причина октавы - отношение двух к одному и число [вообще], и во всех случаях - объемлющее [общее] по отношению к частному. Далее, могут быть причины по совпадению и их роды; например, причиной статуи в одном отношении будет Поликлет, в другом - скульптор, поскольку случилось скульптору быть Поликлетом. Можно брать и объемлющие роды причин по совпадению, например если [сказать, что] причина статуи - человек или вообще живое существо. И среди причин по совпадению одна бывает более отдаленной, другая - более близкой причиной, например если называть причиной статуи бледного и образованного [человека]. О всех причинах, будь то причины в собственном смысле или по совпадению, можно говорить как о причинах либо возможных, либо действительных; например, причина постройки дома - строитель вообще и строитель, строящий этот дом. То же следует сказать и относительно вещей, для которых причины суть указанные [выше] причины, например относительно данной статуи, или статуи [вообще], или изображения в самом общем смысле, а также данного куска меди, или меди [вообще], или материи в самом общем смысле; то же и относительно причин по совпадению. Далее, можно говорить о сочетаниях тех и других причин, например не Поликлет и не скульптор [вообще], а скульптор Поликлет.

 Однако все эти различия можно свести к шести, каждое в двояком смысле, именно: причина как единичный предмет, как род, как совпадение, как род совпадения, причем эти последние либо в сочетании, либо взятые отдельно. И все они [могут быть причинами] либо деятельными, либо в возможности. Разница заключается в том, что причины деятельные и единичные существуют или не существуют одновременно с тем, причинами чего они являются, например этот лечащий врач вместе с этим выздоравливающим и этот строящий вместе с этой постройкой; а с причинами в возможности [так бывает] не всегда, ибо дом и строитель уничтожаются не одновременно.

 Так же как и во всем прочем, всегда следует искать высшую причину каждого [предмета]; например, человек строит, потому что он строитель, а строитель благодаря искусству строительства - это именно и есть первичная причина; и так же во всех случаях. Далее, роды суть причины для родов, единичные [вещи] - для единичных (например, скульптор [вообще] - причина статуи [вообще], а данной статуи - данный скульптор).

 Точно так же возможности [суть причины] возможных [вещей], а деятельность - [причина] осуществляемого.

 Итак, сколько имеется причин и каким образом они бывают причинами - это выяснено нами достаточно.

 

 

 



Category: Antiquity / Античность | Added by: laliberte
Views: 1024 | Downloads: 153 | Comments: 4 | Rating: 0.0/0
Total comments: 1
1  
Hello!
Duis dictum sem. Integer tempus justo in vel tincidunt tincidunt massa enim elementum libero sed venenatis felis sapien quis.

Name *:
Email *:
Code *:
Log In
Search
Site friends
  • uCoz Community
  • uCoz Manual
  • Video Tutorials
  • Official Template Store
  • Best uCoz Websites

  • Copyright MyCorp © 2018